70 федеральных и 425 региональных сервисов «жизненные ситуации» будут доступны на Госуслугах до конца 2025 года

В России развивают цифровые сервисы. Портал Госуслуг предлагает
широкий спектр
сервисов, объединённых по принципу «жизненных
ситуаций»: вопросы многодетных семей, замена и восстановление
документов, строительство жилья, защита от мошенничества и прочие.
Каждая такая ситуация объединяет услуги и справочную информацию по
соответствующей тематике, что позволяет сократить сроки оказания
госуслуг, число посещений ведомств, количество предоставляемых
гражданами и бизнесом документов.
Комплексная помощь гражданам – приоритет национального проекта
«Экономика данных», направленного на создание и внедрение современных
технологий в социальной сфере и бизнесе.
В среднем одна «жизненная ситуация» объединяет 17 государственных
услуг и сервисов. Система автоматически заполняет данные из профиля
заявителя, поэтому комплексное получение услуг в рамках «жизненной
ситуации» проще и быстрее, чем их оформление по отдельности. В среднем
на 64% снизилось число визитов в ведомства, на 35% сократилось время на
оформление услуг, на 29% – количество нужных документов.
Работа по запуску «жизненных ситуаций» ведется по федеральному
проекту «Государство для людей», который курирует вице-премьер –
Руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.
На федеральном уровне сервисы «жизненные ситуации» внедряются с
2023 года. С конца 2024 года также реализуются и региональные сервисы
«жизненные ситуации». Всего до завершения 2025 года будет работать 70
федеральных и 425 региональных сервисов «жизненные ситуации».
В числе самых востребованных «жизненных ситуаций» – сервисы для
поступления в вуз, записи на любительские соревнования, сервисы для
многодетных семей и защита от мошенников в сети. Так, «жизненной
ситуацией» для поступления в вуз воспользовались более 7,5 млн человек,
«жизненной ситуацией» для записи на любительские соревнования – более
940 тыс., к сервису для многодетных семей обратились более 900 тыс., а к
сервису «жизненная ситуация» для защиты от мошенников в сети, – около
800 тыс. человек.
Сервисы «жизненные ситуации» помогают решать социально значимые
вопросы. Например, сервис «жизненная ситуация» для многодетных семей
позволяет получить соответствующий статус, оформить пособия и выплаты в
связи с рождением и воспитанием детей. Также каждый член семьи может
получить электронное удостоверение, которое дает право бесплатного
посещения музеев, парков культуры и отдыха и выставок по всей России. В
сервисе собрана справочная информация обо всех мерах поддержки, которые
могут получить многодетные семьи.
«Жизненная ситуация» для выхода на пенсию дает возможность быстро
и без лишних визитов в ведомства оформить все необходимые документы, а
также отвечает на вопросы, с которыми сталкиваются люди, выходящие на
заслуженный отдых. Например, как получить выписку из лицевого счета, как
рассчитать размер пенсии и подать заявление о ее назначении.
Сервис для строительства индивидуального жилья
помогает
сформировать индивидуальный план строительства и направить комплексное
заявление на получение услуги по строительству собственного жилья – от
выбора и приобретения земельного участка до присвоения адреса объекту и
подключения сетей связи и коммуникаций. В частности, водо- или
электроснабжения. Помимо плана, пользователю предоставляется доступ на
земельный аукцион, к реестру кадастровых инженеров, перечню провайдеров
услуг по технологическому присоединению. На Госуслугах указаны все
необходимые для строительства жилья документы и предусмотрена
инструкция, как их получить. Через эту жизненную ситуацию можно
зарегистрировать права на недвижимость и поставить её на кадастровый
учет.
Для обновления или замены документов также можно обратиться на
Госуслуги. Например, «жизненная ситуация» поможет в режиме «одного
окна» заменить документы (паспорт, водительское удостоверение и др.), если
вы взяли другую фамилию при выходе замуж. Всё это без лишней бумажкой
волокиты и очередей.