
В Национальном центре «Россия» 21 апреля состоялся экспертный диалог ЭИСИ по теме «Как меняется местное самоуправление в единой системе публичной власти?» Мероприятие прошло в рамках II Всероссийского муниципального форума «МАЛАЯ РОДИНА – СИЛА РОССИИ», организатором которого является Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления (ВАРМСУ).
Задала тон дискуссии директор департамента по работе с регионами ЭИСИ, член Общественной палаты РФ Дарья Кислицына: местная власть остается самой близкой к людям, и от ее эффективности сегодня зависит работа всех ветвей государственной власти. 5 марта Госдума приняла обновленный федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». При его подготовке ВАРМСУ была проведена тщательная и систематическая работа в каждом субъекте Российской Федерации.
«За последние несколько месяцев эксперты ВАРМСУ провели колоссальную работу. Я видела, с каким неравнодушием и энтузиазмом коллеги работают вместе на площадках нашей страны — от Благовещенска до Калининграда. За 16 недель прошло 16 тематических мероприятий, и, что самое важное, все они проходили с широким участием представителей муниципального уровня власти. Количество предложений, поступивших по всем направлениям, вызывает восхищение и уважение. Уверена, что сегодня, в дни работы форума ВАРМСУ, эти предложения будут представлены, аккумулированы и агрегированы на самом высоком уровне», – рассказала Дарья Кислицына.
Согласно данным социологических исследований, большинство россиян испытывают гордость за ситуацию в своих населенных пунктах, о чем в своем выступлении генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров:
«Думая о текущей ситуации в своем населенном пункте, 58% россиян говорят, что испытывают гордость. Мы видим, что во всех возрастных когортах существенно доминирует гордость. И в самой молодой группе, 18 — 24 года, она даже выше, чем в среднем по выборке. То есть среди молодых людей гордятся ситуацией в своем городе или селе — 63%».*
Согласно опросам, преобладают позитивные ожидания относительно будущего городов и сел в перспективе 8-10 лет, где 67% респондентов полагают, что ситуация скорее улучшится, при этом каждый пятый ожидает значительного улучшения. Комфортность жизни остается для граждан ключевой ценностью «в территориальном разрезе», и по-прежнему существуют проблемы, которые требуют и личного участия самих граждан. Говоря об активности жителей муниципалитетов, – 60% согласны с утверждением «Я не просто люблю свой город или село, а стараюсь что-то сделать для него». Коснулись данные опросов ВЦИОМ и того, каким респонденты видят идеального главу города, поселка или села:
«Требований много, но среди самых частых встречается честность и неподкупность — 55%, именно так видят главу муниципальной власти. Идеальный мэр также должен быть внимательным к проблемам людей, должен быть компетентным, грамотным, открытым, доступным для людей и, конечно же, должен выполнять свои обещания», – рассказал присутствующим в зале главам муниципальных образований пожелания жителей муниципалитетов Валерий Федоров.
Продолжил дискуссию Кирилл Истомин, первый заместитель генерального директора АНО «Диалог регионы». Он акцентировал внимание на значительном увеличении числа обращений граждан в адрес органов власти, особенно на муниципальном уровне, что свидетельствует о возрастающей роли муниципалитетов в решении локальных проблем.
«Только за последний год количество сообщений граждан в соцсетях и на «Платформе обратной связи» выросло на 53% и составило 13,2 млн. Более 60% обращений приходится именно на муниципальный уровень», — отметил Истомин, подчеркивая, что это создает как положительный эффект вовлечения граждан, так и серьезный вызов для муниципальных властей, от которых теперь требуют не только ответов, но и скорейшего решения проблем.
О концепции обновленного Федерального закона о местном самоуправлении рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Геннадий Панин:
«Служение людям непосредственно там, где проживает сам руководитель со своей командой, это, пожалуй, самая сложная работа, но при этом не менее интересная. Главы всегда находятся на передовой в общении с жителями. Это важнейший мост между гражданским обществом и государственной властью. Этим, собственно, мы с вами руководствуемся, работая над новым законом о местном самоуправлении. И не зря даже в его название было внесено важнейшее положение о единой системе публичной власти».
Панин констатировал, что закон направлен на более четкую регламентацию единой системы публичной власти, повышение эффективности муниципального управления, укрепление взаимодействия различных уровней власти, обеспечение большей прозрачности и предсказуемости уже непосредственно правоприменительной практики.
О работе над законом также рассказал председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ, генеральный директор «Союза российских городов» Андрей Максимов. По его словам, в начале обсуждения нового федерального закона о местном самоуправлении существовала идея унификации подходов, однако многолетний опыт показал необходимость максимально гибкого законодательного регулирования, учитывающего разнообразие регионов страны. Именно поэтому ВАРМСУ создала рабочие группы для детальной проработки каждой нормы, что позволило достичь одновременно гибкости и четкости в регулировании.
«У нас сегодня решающий этап — провести конкретную работу в своих муниципалитетах и регионах, чтобы новый этап жизни местного самоуправления в России был адекватен требованиям времени и конкретной ситуации на местах. Меняется то, как можно перераспределить полномочия в конкретных регионах и муниципалитетах, как будет работать новая финансовая схема. С этим нам всем нужно не упустить момент и использовать это как окно возможностей для решения застарелых вопросов, которые годами не решались эффективно», – обратился к муниципалам Андрей Максимов.
То, что сейчас происходит, — это новый вызов и новая страница в пространственном развитии нашей страны, – уверен директор Центра геодемографии и пространственного развития МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Панин:
«Сейчас мы присутствуем при моменте, когда происходит переформатирование большой пространственной повестки — от уровня федерации до отдельных районов и сред жизни. Поэтому закон о местном самоуправлении, – это история с опорными населёнными пунктами, 200 мастер-планами и стратегия пространственного развития — всё это важно. Это точно лучше, чем предыдущая версия закона, которая действовала 15 лет и говорила только о концентрации ресурсов в крупных агломерациях».
В своем выступлении глава Собинского муниципального округа Владимирской области Александр Разов коснулся итогов «работы на земле» по переходу его муниципального образования на одноуровневую систему местного самоуправления. По его словам, по результатам реформы в его округе за два года не поступило ни одной жалобы от жителей, а сам переход на одноуровневую систему МСУ позволил местному бюджету дополнительно получать 120 млн рублей благодаря предусмотренных в обновленном законе поправок о налогах и сборах.
Его поддержал политолог и эксперт ЭИСИ Александр Рудаков, который отметил, что обновленный закон о местном самоуправлении предоставляет возможность повысить его эффективность посредством перехода к одноуровневой системе, сохраняя при этом уникальность традиций, связанных с российским федерализмом и многонациональным характером государства, за счет сохранения двухуровневой системы в регионах, где это важно для межнациональных отношений. По его мнению, для одних регионов одноуровневая система станет ключом к развитию, а для других двухуровневая система будет важна для сохранения стабильности, особенно в субъектах с национально-территориальным признаком.
«Отношение к власти на местном уровне в конечном счёте определяет эмоционально-психологическое восприятие государства», — подчеркнул Рудаков, выразив уверенность в том, что реализация обновленного закона усилит доверие к органам местного самоуправления, что в конечном итоге укрепит страну.
Политолог Владимир Шаповалов, член правления Российской ассоциации политической науки и руководитель проектов ЭИСИ, проанализировал эволюцию местного самоуправления в России, отметив несколько ключевых тенденций, характеризующих российскую систему МСУ: стремление к развитию и совершенствованию, опора на исторические традиции, учет мнения населения и местных сообществ, выстраивание единой системы власти, опора на современные технологии и учет местных традиций и особенностей. Шаповалов уверен, что изменения в сфере местного самоуправления в обновленном законе отражают поиск оптимальных форм и моделей, наиболее удобных для граждан, а также стремление к устранению барьеров и формированию единой системы принятия решений.
Никита Сетов, заместитель генерального директора КГ «Полилог» и эксперт ЭИСИ, подчеркнул, что на уровне местного самоуправления действуют те же принципы публичной политики, что и на федеральном и региональном уровнях, что создает дополнительные задачи для руководителей муниципалитетов и экспертов. Он выделил три ключевые социально-коммуникационные задачи, которые предстоит решить: необходимость переосмысления информационных инструментов, используемых на муниципальном уровне, и трактовки мероприятий не просто как событий, а как каналов коммуникации; важность визуального кодирования достижений; и необходимость работы с предметами гордости и достижениями муниципалитетов, учитывая целевую аудиторию и способы донесения информации.
Политконсультант и эксперт ЭИСИ Анна Федорова отметила важность местных выборов, где, несмотря на сложности, сохраняется высокий уровень демократии и политической конкуренции, поскольку граждане видят результаты работы избранников. Она также обратила внимание на значительное представительство женщин в муниципальной власти, что создает резерв управленческих кадров и требует учета при формировании выборных процессов, поскольку их опыт крайне важен для страны.
*Источник: Всероссийский репрезентативный опрос ВЦИОМ «Восприятие местной ситуации и муниципальной власти». Объем выборки 1600 респондентов. Репрезентативная выборка: взрослое население РФ, от 18 лет и старше, по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Тип выборки: стратифицированная случайная выборка, извлеченная из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Тип интервью: формализованное телефонное интервью, при котором интервьюер задает вопросы и фиксирует ответы. Охват: не менее 80 регионов, 500 городов и ПГТ, 100 сел. Погрешность: 2,5% (р<0,05). Дата проведения опроса – апрель 2025 года.