
Сервисы «жизненные ситуации» – это новый этап развития госуслуг. Каждый такой сервис объединяет порядка 17 государственных услуг, связанных единой темой, и помогает получить их комплексно, в режиме «одного окна». Теперь не нужно искать каждую услугу на страницах разных инстанций, тратить лишнее время на визиты в ведомства и сбор документов. Услуги, которые необходимы людям и бизнесу, оказываются комплексно и находятся в одном месте – на портале Госуслуг и региональных порталах.
Цифровизация государственных сервисов ведется по национальному проекту «Экономика данных», который курирует вице – премьер – Руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.
«Более 15 миллионов человек уже воспользовались сервисами «жизненные ситуации». Это каждый седьмой пользователь портала Госуслуг. «Жизненные ситуации» стали новым этапом развития всей системы оказания государственных услуг. Они воплощают принцип государства как сервиса, где власть работает для людей быстро, понятно и удобно. Граждане и бизнес получают комплексные решения без необходимости обращаться в различные инстанции. Высокий спрос доказывает, что это не просто технологический процесс, а изменение философии взаимодействия граждан и госструктур: теперь услуги приходят к человеку, а не наоборот», – сказал Дмитрий Григоренко.
На федеральном уровне сервисы «жизненные ситуации» внедряются с 2023 года. Уже запущено 35 таких сервисов. Первое место по популярности занимает «жизненная ситуация» для поступления в вуз. Сервис позволил абитуриентам в одном месте, онлайн сравнить образовательные программы, получить информацию о конкурсе и количестве бюджетных мест, отследить свои позиции в конкурсных списках, выбрать наиболее интересные для себя вузы по своему проходному баллу. Направить документы для поступления в период приемной кампании можно было также онлайн, без визитов в приемную комиссию.
Сервис «жизненная ситуация» для выхода на пенсию позволяет узнать, как обратиться за назначением пенсии, о мерах социальной поддержки и других льготах для пенсионеров, а также получить выписку о состоянии индивидуального лицевого счета, оформить доставку пенсии и социальных выплат, запросить справку о размере пенсии и другое.
С помощью «жизненной ситуации» для участия в спортивных любительских соревнованиях можно узнать обо всех мероприятиях, включенных Минспортом в Единый календарный план, стать их участником или болельщиком, а также получить медицинское заключение о допуске к участию в событии.
«Жизненная ситуация» для многодетных семей помогает оформить статус многодетной семьи и получить электронное удостоверение. А также сэкономить время на посещении ведомств и поиске информации об оформлении выплат, льгот и документов. Сервис также предоставляет сведения о перечне учреждений, которые принимают электронное удостоверение, и возможность оставить обратную связь о качестве услуг.
Получить охотничий билет, разрешение на приобретение и хранение оружия для охоты, а также воспользоваться цифровым атласом любительского рыболовства можно с помощью сервиса «жизненная ситуация» для выезда на охоту и рыбалку. Атлас любительского рыболовства работает в тестовом режиме и предоставляет информацию для рыболовов в двух регионах – Ленинградской и Астраханской областях. Сервис позволяет увидеть на карте рыболовные участки, а также узнать правила любительского вылова рыбы. В дальнейшем атлас будет предоставлять данные и по другим регионам.
За счет внедрения федеральных сервисов «жизненные ситуации» в среднем сократилось:
На 29% – количество необходимых документов;
На 35% – время на получение госуслуг;
На 64% – необходимость посещения ведомств.
С 2024 года реализуются также региональные сервисы «жизненные ситуации».
В рамках одного регионального сервиса «жизненная ситуация» в среднем сократилось:
На 40% – количество необходимых документов;
На 42% – время на получение госуслуг;
На 67% – необходимость посещения ведомств.
До конца 2025 года будет работать 70 федеральных и 425 региональных сервисов «жизненные ситуации».